Ахметов Валихан Исаевич

Врач учится всю жизнь

В обучении медиков применяются инновационные методы.

Здравоохранение республики развивается, строятся новые клиники, приобретается современное оборудование. Но при этом главной фигурой и основным условием качества медицины остается сам медик, его квалификация. О новых обучающих технологиях, проектах и планах главного в республике центра постдипломного медицинского образования рассказывает профессор, ректор Алматинского государственного института усовершенствования врачей Валихан АХМЕТОВ.

– Валихан Исаевич, наверное, значение непрерывного образования в медицине трудно переоценить?

– Врач должен учиться всю жизнь, и этот известный принцип стал особенно актуален в связи с быстрыми темпами развития современной медицины. В наши дни за какие-то три-четыре года совершенствуются и полностью могут смениться технологии, методы диагностики и лечения, фармацевтические препараты. Поэтому медики должны постоянно получать информацию о новых разработках и внедрять их в практику. В этом и состоят задачи нашего института, которому в следующем году исполнится 50 лет.

Сегодня на первый план выходит проблема нехватки специалистов, роста их квалификации. Нашим министерством многое делается для решения этих задач, и сегодня медицинской общественностью обсуждается Концепция развития кадровых ресурсов здравоохранения, готовится комплексный межведомственный план. В отраслевых программах обучению также уделяется большое внимание. Например, в программе развития онкологической помощи на 2012–2016 годы только на развитие кадрового потенциала предусмотрено более полутора миллиардов тенге. Важно, что будут обучены не только специалисты, оказывающие высококвалифицированную помощь, но и медики первичного звена.

– Раньше врач каждые пять лет должен был проходить переобучение или курсы усовершенствования. Что такое непрерывное обу­чение сегодня?

– Подходы к медицинскому образованию кардинально изменились. Внедряется накопительная система, вобравшая лучшее из международного опыта. При этом наряду с классическим обучением каждый врач накапливает баллы за все, что имеет обучающую составляющую. Это и обучение на выездных курсах, семинарах, мастер-классах, на рабочем месте, и участие в международных конференциях. Баллы плюсуются и за публикацию статей в журналах с высоким рейтингом. Это влияет на качество работы и учитывается при присвоении категории, а значит, и в оплате труда.

Не менее важный момент – руководители клиник теперь получили средства и могут сами решать, куда направлять на обучение своих сотрудников. Они анализируют, какие услуги наиболее востребованы, какие специалисты нуждаются в обучении, какую обу­чающую программу выбрать и где. Такой возможности раньше главные врачи не имели. При этом строже и спрос со специалиста за последующее применение полученных знаний на рабочем месте.

– Что изменилось в связи с этим в работе вашего института? И насколько обучение приближено к практике?

– Мы организуем модульные цик­лы, которые состоят из краткосрочных курсов. Увеличили число выездных циклов. К примеру, в Кентау на базе городской больницы провели семинары для специалистов всего города и прилегающих регионов по кустовому методу, такие же проводим в других регионах.

Другим аспектом стало внедрение интегрированного принципа. Например, ведение беременности рассматривается с позиции терапевта, акушера и ряда других специалистов. Для этого разработаны мультидисциплинарные программы.

Еще один подход – командный, когда обучается весь коллектив от среднего персонала до заведующего отделением. При критическом состоянии больного успех зависит от слаженных действий всего коллектива.

Развивается симуляционное обучение. Недавно наши врачи участвовали в первом съезде симуляционной медицины в России. Для повышения мастерства врачей на средства Министерства здравоохранения оснащены симуляционным оборудованием учебно-клинические центры медицинских вузов страны. А сейчас Минздрав планирует создать 16 региональных симуляционных центров в областных клиниках и колледжах. Мы изучали, как это поставлено в развитых странах. Так, в симуляционный центр в Брюсселе врачи приезжают на пятницу и субботу, чтобы освоить новые методы лечения, технологии операций с помощью муляжей, на лабораторных животных. Хотелось бы, чтобы у нас был такой же центр.

Институт развивается, мы открыли филиал в Астане. Его клиническими базами стали профильные клиники Национального медицинского холдинга, Национального научного медицинского центра, столичные больницы. Триединство образования, науки и практики – залог качественной подготовки кадров. Наши кафедры базируются в клиниках города Алматы. Растет число ведомственных, частных учреждений – наших клинических баз.

– Чем вызвано создание Высшей школы экономики и управления здравоохранения в вашем институте?

– Отрасли нужны новые знания – финансовые, юридические, управленческие. Всему этому мы обучаем здесь. В 2011 году здесь получили знания 909 специалистов, а в нынешнем году уже – 1 608. В былые годы наша кафедра организации здравоохранения была одной из сильнейших в СССР, мы стараемся возродить этот имидж.

– Развивается ли международное сотрудничество?

– Да, мы направляем наших докторов и преподавателей на обучение за рубеж. Одно из важных направлений – мастер-классы зарубежных врачей на базе наших клиник по приоритетным направлениям отрасли. В знакомых условиях под руководством наставников из-за рубежа обучение проходит более эффективно. Обучаем и свой собственный профессорско-преподавательский состав. Нашими парт­нерами являются более 26 ведущих зарубежных университетов и клиник.

– Валихан Исаевич, в выступлении Президента о социальной модернизации говорится о независимой оценке знаний. Каково ваше участие в этом процессе?

– Согласно поручению Главы нашего государства Министерством здравоохранения организован Республиканский центр по оценке знаний выпускников вузов при нашем институте. Это позволит реализовать принцип независимости и объективности. Оценка будет проводиться поэтапно: тестирование, оценка портфолио, демонстрация клинических навыков на манекенах, обученных актерах, оценки навыков коммуникации и командной работы. Система независимой экзаменации будет охватывать все уровни подготовки медицинских кадров.

Ведутся переговоры с Национальным советом медицинских экзаменаторов США по долгосрочному партнерству, передаче опыта и технологий сертификации. По проекту Всемирного банка идет отбор международных консультантов, которые будут оказывать постоянную методическую поддержку в разработке методов и инструментов оценки. Эти единые подходы и стандарты будут распространяться и внедряться в вузах и 16 создаваемых в регионах симуляционных центрах. В стороне не останутся и профессиональные сообщества. Мы убеждены: к оценке квалификации медицинских специалистов должны активно привлекаться профессионалы. Это распространенная международная практика.

Мы создали Евразийскую ассоциацию здравоохранения (ЕАЗ), чтобы представлять и защищать интересы врачей, участвовать в оценке. ЕАЗ вошла в состав Национальной палаты здравоохранения.

Мы стремимся к тому, чтобы оставаться самым сильным институтом в регионе, не только обучаем врачей, но и ведем собственные научные исследования и программы, внедряем инновации в образовательный процесс. К 50-летию стараемся подойти с высокими результатами, и в первую очередь для нас важна объективная оценка самих слушателей и курсантов. Мы же и впредь будем прилагать все усилия к тому, чтобы оправдать их ожидания.

Ольга МАЛАХОВА

 

В 1995 г. с отличием окончил Алматинский Государственный медицинский институт им. С.Д. Асфендиярова.

В 1998 г. окончил Кемеровский государственный университет по специальности – экономика социальной сферы, здравоохранения и страхования, экономист.

Трудовую деятельность начал в ЦГКБ г.Алматы, где работал санитаром, средним медицинским работником, врачом.

С 1998 г. ведущий специалист в Фонде медицинского страхования. Работал в Центре по оплате медицинских услуг г.Алматы начальником отдела организационной работы и статистики.

С 2000 по 2003 г.г. – директор «Национального Центра анализа и оценки качества медицинских услуг» МЗ РК по г.Алматы.

С 2003 по 2004 гг. – заведующий сектором Центра системных исследований в Управлении экономической политики Администрации Президента Республики Казахстан.

В 2004 — 2005 гг. – заместитель директора Департамента планирования расходов социальной сферы Министерство экономики и бюджетного планирования РК.

С 2005 по 2006 гг. — председатель Комитета по контролю в сфере оказания медицинских услуг МЗ РК.

С 2006 по 2008 гг. – ведущий научный сотрудник Института развития здравоохранения МЗ РК; советник президента Национального инновационного фонда; вице-президент АО «Социальные инновационные технологии».

С 2008 по 2011 гг. – проректор по научной и клинической работе; проректор по вопросам планирования и развития КазНМУ им. С.Д.Асфендиярова.

В июне 2011 г. назначен ректором АГИУВ.

Избирался депутатом Алматинского городского маслихата (комиссия по вопросам экономики и финансов) от Медеуского района.

 

Курсы повышения квалификации за рубежом:

2004 г. – Программа SABIT – Менеджмент здравоохранения и управление больницами. Вашингтон. США.

2004 г. – «Бюджетная политика и бюджетный процесс в Казахстане» Академия государственной службы при Президенте РК.

05.2006 г. — «Государственное управление, международная экономика» Джорджтаунский университет Вашингтон, США

10.2006 г. – «Управление здравоохранением и менеджмент медицинских организаций», Университетская клиника Шарите г. Берлин

07.2008 — 08.2008 – Независимая медицинская экспертиза, аудит Высшая школа общественного здравоохранения МЗ РК

01 — 02.2009 – Финансы, кредит, бухучет. USAID, Корпорация «Корана»

03.2009 – Система образования и научных исследований Великобритании, Global Conferences, Лондон, Оксфорд, Кембридж.

08.2009 – 09.2009 Менеджмент клиник и управление здравоохранением. Медицинская логистика. Parkway College, Сингапур.

02.2010 – Эффективное управление в здравоохранении, Великобритания.

11.2010 – Холдинги. Корпоративное управление. РМАПО, Москва.

 

• Имеет более 60 публикаций по теме организация и экономика здравоохранение, страхование.

• Диссертационные работы на соискание кандидатской и докторской научных степеней посвятил исследованию вопросов обеспечения качества медицинских услуг (организационные, экономические, социальные аспекты данной проблемы). Изучает вопросы медицинской этики, защиты прав пациентов, экономики и менеджмента в медицине. Под руководством защищены докторская, кандидатские, магистерские диссертации по специальности «Общественное здоровье и здравоохранение»

• Читает лекции по стратегическому планированию и основам корпоративного управления клиник.

• Член международной Ассоциации экономистов здравоохранения (IHE).

• Аккредитованный член Ассоциации Независимых медицинских экспертов по г. Алматы.

Поисковые запросы: